Желающий спасти свою душу её потеряет!
Речь пойдёт не о самом инстинкте самосохранения, а об инстинкте, как защитной реакции, точнее о проявлении инстинкта.
Вот, что Википедия пишет об инстинкте самосохранения.
Википедия - Инстинкт самосохранения.
В классическом подходе (психоаналитическом) такого разграничения вообще нет… И зачастую «защитную реакцию» называют инстинктом.
С умным видом говорят: «Это был базовый инстинкт, материнский инстинкт, основной инстинкт, инстинкт смерти или просто защитный инстинкт». И вот в этот момент становится совсем непонятно: есть ли он вообще, этот инстинкт самосохранения, или этот профессор что-то напутал и говорит не об инстинкте, а о рефлексах или же о чертах личности, или это защитная реакция.
Почему-то о рефлексах сложилось очень узкое и ограниченное представление: дальше коленного рефлекса дело не идёт.
Но даже тот же Павлов подробно исследовал и более сложные рефлексы.
Другими словами, многое из того, что мы приписываем деятельности инстинкта, является просто рефлексами. Но если пойти дальше и прислушаться к И.П. Павлову, то:
Когда профессор психологии (социолог) размышляет о разных инстинктах, это означает, что в его психотипических моделях рассматривается не конкретный, живой человек, а просто виртуальная кукла. Своего рода манекен для битья. Профессорам «нравится» рассматривать человека как набор составляющих частей.Так проще. Тогда для них не так страшно смотреть в бездну, смерти в лицо. А она, бездна в смысле, и говорит: «Дурачина ты, простофиля, куда ты лезешь со своими фантиками и типажами, сейчас махну косой, и куда денутся твои усреднённые модели?»
А ведь действительно, если взглянуть на человека глазами «профессора», как на статистический средний образец, цифру или, скажем так, тот самый манекен, то можно заметить, что у него, среднестатистического образца, очень примитивные, да что там, убогие защитные реакции. «Что тут в тонкостях разбираться - инстинкты! Это же схема, не живой человек, а виртуальная модель, что тут умствовать?» – скажет с возмущением профессор.
Ладно. Допустим, что инстинкт один. Но как тогда разграничить защитную реакцию, как рефлекс от защитной реакции, как проявление инстинкта? Или же это одно и то же?
Как вообще разобраться в таких тонкостях?
Если мы посмотрим на пьяного бомжа на московском вокзале, побирающегося, жизнь которого превратилась в гонку за помоями, бырлом и ночлегом, другими словами, уже на животное, в котором неимоверно сложно разглядеть человеческое (но быть может, возможно), мы можем сделать по ошибке условное предположение о стабильности его психики. Соврать себе, сказать: он Бомж, он всегда будет только убегать и действовать как животное, а значит, и защитная реакция, и инстинкты, и рефлексы в этом случае синонимы.
И даже если мы возьмём подростка, слушающего рэп в метро, и ли девушку, отводящую застенчиво глаза, или хулигана, помечающего территорию, мы опять по ошибке можем обобщить и сказать: вот он инстинкт!
Но! Может всё-таки стоит разобраться в тонкостях?
Это всё-таки люди: и бомж, и парень с наушниками, и хулиган, и девушка.
Где же тогда здесь защитная реакция, рефлекс, а где инстинкт?
Страх есть страх, в каком бы виде он не проявлялся: тревоге, ужасе или спокойном наблюдении своей смерти откуда-то из-за своей спины. Другое дело, что реагируем мы (или всё же наш инстинкт?) по-разному. Если мы «не осознаём» этого страха, то реагируем на ситуацию рефлекторно, даже не замечая этого. Если же мы видим этот страх, отстранённо наблюдаем его в себе, то мы уже можем его контролировать, но при одном условии. При условии, что инстинкт не проделает это за нас, убедив, что это «НАША ВОЛЯ», а не подлое (открытое) бегство, защитная реакция!
Парень, увлечённый рэпом, может оказаться не просто подростком, скрывающим от других свой страх, а уже талантливым художником.
Хулиган, мочащийся в лифте, может и не понимать истинных мотивов, как ему кажется, праведного гнева, а просто в такой форме выражающим протест.
Девушка, в смущении отводящая взгляд от незнакомца, никогда не поверит, что какой-то там инстинкт диктует ей, как себя вести.
Инстинкт?
Где он во мне?
Что стоит за моим страхом?
Вот они вопросы, приоткрывающие нам правду о себе и о нём - инстинкте самосохранения.
А всё-таки, какой можно было бы подобрать понятный синоним для этого словосочетания: инстинкт самосохранения?
Быть может, ДУША?
Сергей Чеклов
chembyrger@gmail.com
Речь пойдёт не о самом инстинкте самосохранения, а об инстинкте, как защитной реакции, точнее о проявлении инстинкта.
Вот, что Википедия пишет об инстинкте самосохранения.
Википедия - Инстинкт самосохранения.
В классическом подходе (психоаналитическом) такого разграничения вообще нет… И зачастую «защитную реакцию» называют инстинктом.
С умным видом говорят: «Это был базовый инстинкт, материнский инстинкт, основной инстинкт, инстинкт смерти или просто защитный инстинкт». И вот в этот момент становится совсем непонятно: есть ли он вообще, этот инстинкт самосохранения, или этот профессор что-то напутал и говорит не об инстинкте, а о рефлексах или же о чертах личности, или это защитная реакция.
Почему-то о рефлексах сложилось очень узкое и ограниченное представление: дальше коленного рефлекса дело не идёт.
Но даже тот же Павлов подробно исследовал и более сложные рефлексы.
Другими словами, многое из того, что мы приписываем деятельности инстинкта, является просто рефлексами. Но если пойти дальше и прислушаться к И.П. Павлову, то:
«В нашей коре представлена вся соматика. Если у кого есть охота посвятить этому свою жизнь, то, вероятно, всякий, тренируясь, сумеет сделать массу непроизвольного произвольным».
Правда в том, что инстинкт один!
Инстинкт самосохранения. А защитных реакций, точнее его проявлений безграничное множество.Когда профессор психологии (социолог) размышляет о разных инстинктах, это означает, что в его психотипических моделях рассматривается не конкретный, живой человек, а просто виртуальная кукла. Своего рода манекен для битья. Профессорам «нравится» рассматривать человека как набор составляющих частей.Так проще. Тогда для них не так страшно смотреть в бездну, смерти в лицо. А она, бездна в смысле, и говорит: «Дурачина ты, простофиля, куда ты лезешь со своими фантиками и типажами, сейчас махну косой, и куда денутся твои усреднённые модели?»
А ведь действительно, если взглянуть на человека глазами «профессора», как на статистический средний образец, цифру или, скажем так, тот самый манекен, то можно заметить, что у него, среднестатистического образца, очень примитивные, да что там, убогие защитные реакции. «Что тут в тонкостях разбираться - инстинкты! Это же схема, не живой человек, а виртуальная модель, что тут умствовать?» – скажет с возмущением профессор.
«Разбивать доски легко - они не смогут ответить».
Брюс Ли.Ладно. Допустим, что инстинкт один. Но как тогда разграничить защитную реакцию, как рефлекс от защитной реакции, как проявление инстинкта? Или же это одно и то же?
Как вообще разобраться в таких тонкостях?
Если мы посмотрим на пьяного бомжа на московском вокзале, побирающегося, жизнь которого превратилась в гонку за помоями, бырлом и ночлегом, другими словами, уже на животное, в котором неимоверно сложно разглядеть человеческое (но быть может, возможно), мы можем сделать по ошибке условное предположение о стабильности его психики. Соврать себе, сказать: он Бомж, он всегда будет только убегать и действовать как животное, а значит, и защитная реакция, и инстинкты, и рефлексы в этом случае синонимы.
И даже если мы возьмём подростка, слушающего рэп в метро, и ли девушку, отводящую застенчиво глаза, или хулигана, помечающего территорию, мы опять по ошибке можем обобщить и сказать: вот он инстинкт!
Но! Может всё-таки стоит разобраться в тонкостях?
Это всё-таки люди: и бомж, и парень с наушниками, и хулиган, и девушка.
Где же тогда здесь защитная реакция, рефлекс, а где инстинкт?
Страх есть страх, в каком бы виде он не проявлялся: тревоге, ужасе или спокойном наблюдении своей смерти откуда-то из-за своей спины. Другое дело, что реагируем мы (или всё же наш инстинкт?) по-разному. Если мы «не осознаём» этого страха, то реагируем на ситуацию рефлекторно, даже не замечая этого. Если же мы видим этот страх, отстранённо наблюдаем его в себе, то мы уже можем его контролировать, но при одном условии. При условии, что инстинкт не проделает это за нас, убедив, что это «НАША ВОЛЯ», а не подлое (открытое) бегство, защитная реакция!
Парень, увлечённый рэпом, может оказаться не просто подростком, скрывающим от других свой страх, а уже талантливым художником.
Хулиган, мочащийся в лифте, может и не понимать истинных мотивов, как ему кажется, праведного гнева, а просто в такой форме выражающим протест.
Девушка, в смущении отводящая взгляд от незнакомца, никогда не поверит, что какой-то там инстинкт диктует ей, как себя вести.
Инстинкт?
Где он во мне?
Что стоит за моим страхом?
Вот они вопросы, приоткрывающие нам правду о себе и о нём - инстинкте самосохранения.
А всё-таки, какой можно было бы подобрать понятный синоним для этого словосочетания: инстинкт самосохранения?
Быть может, ДУША?
Сергей Чеклов
http://pianoindiano.blogspot.com/ Google
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.