Нет, я сейчас не об ужасах Хичкока, и даже не о концлагерях, это, конечно, интересно и важно.
Я вот именно про ЖИВОТНЫЙ ужас. Инстинктивный страх, который мы уже и не замечаем за собой.
Страх, понятно, всегда инстинктивный! Точнее, это почти одно и то же: Инстинкт и Страх. Здесь, в данном контексте, знак абсолютного равенства (конечно же, страх - это реакция на инстинкт или, другими словами, одно из его огромного количества проявлений).
Животный, в смысле инстинктивный страх.
Понятно же, что в человеке «живёт» и животное, а есть и дух. Поэтому и говорится: победа духа над плотью. То есть над животным инстинктом самосохранения, к слову сказать, единственному.
Собственно человек тем и отличается от высокообразованного шимпанзе или орангутанга тем, что может сознательно преодолеть свой инстинкт. Конечно, если мы о ЧЕЛОВЕКЕ с большоё буквы, а не об «алкоголике Васе», орущим по ночам в пустоту: «Я человек, потому что у меня паспорт есть, значится, человек я!» - и закончит свои дифирамбы, резко выблевав остатки салата вперемешку со спиртом и дешевым пойлом на оборванные обои его притона.
Человек?
А что значит, победить инстинкт самосохранения? Вот самоубийцы, они ведь «сознательно» принимают смерть. Это что, победа?
В том то и дело, что зависит от того, кто её принимает, смерть эту. Если это сопливый подросток в порыве отчаяния, или же человек, желающий уйти от страдания, то, что касается их, они идут на смерть именно потому, что инстинкт самосохранения победил в них. Просто они отождествили себя вот с этим маленьким «я», со своей личностью, которое они по ошибке считают своим Я. Для них смерть - это выживание инстинкта.
Но вот если мы возьмём, к примеру, настоящего Йога или человека, сознательно шагающего в бездну, хотя он и понимает, что может не вернуться; или, например, человека, принимающего свою смерть спокойно и без истерики, с полным осознанием, где-то там подо льдами Арктики, на дне глубокого моря, в вонючем отсеке подводной лодки; или же человека, в важный момент способного «отложить» свой страх на потом, просто сейчас некогда, то в таком случае мы можем назвать его ЧЕЛОВЕКОМ, победившим свой инстинкт самосохранения. И на поверку это «самоубийство» окажется не мелкой трусостью, а сознательным выбором или глупостью, но это уже по обстоятельствам, но уж точно не слабостью.
Согласитесь, в этих примерах огромная разница, между сопливым «юнцом» и моряком-подводником.
«Так что, страх, получается, это плохо?» - спросит кто-то из зала.
Плохо для чего?
Хорошо для чего?
Контролируемый страх в «точно рассчитанных дозах» - это отличный инструмент.
Скрипка Страдивари в руках «алкоголика Васи» - кусок мусора, в руках прокурора - доказательство вины и приговор. Казалось бы, какая-то украденная из музея деревяшка с натянутыми струнами.
Но в освоении и приобретении контроля есть и подводные камни, точнее один, но очень большой - наше подсознательное, тот самый инстинкт, проявленный в подкорковой области мозга. Не зря ведь дедушка Фрейд с таким животным ужасом трепетал перед бессознательным. Понимал, шельма, что оттуда можно и по шапке схлопотать. К примеру, вот заставит оно, подсознание, поверить, что ты серое ничтожество сопливое, и тебе только одна дорога - в петлю, так потом беды не оберёшься от этого бессознательного.
Впрочем, не всё так страшно, как рисовал себе Зигмунд Фрейд.
Вся проблема-то в том, что мы плохо «себя» знаем, точнее знать-то знаем, да вот только всё время себе врём. Наш ум настолько изловчился и заврался, что уже такую эмоцию, как страх, уже не называет своим именем, а посему и не замечает.
Например, еду я в троллейбусе, и заходит в двери хромая старушка, нет, лучше ветеран войны на костылях (чего уж мелочиться) подходит ко мне и так по-дружески сверху вниз: «Уступи-ка, браток, ветерану место».
А я в ответ: «Не брат ты мне, а гнида вонючая, иди-ка, дядя, к чёрту, в очередь стань, дурачина ты безмозглая!» - и всё в таком же духе.
А я не уступаю!
Да, правильно!
Я ублюдок, чмо, моральное ничтожество и так далее…
И вы уже боитесь, как и этот гермафродит на костылях и в пёстрой косынке, с недоумением на лице, плавно перетекающим в злобу, затем в ненависть, а потом в желание задавить гниду.
Вот он, яркий пример, кто ж её страхом-то назовёт эту эмоцию?
Вот вы в себе со своим социальным неодобрением признаете ли, что перед неодобрением, презрением, отвращением, озлобленностью, гневом и желанием убить автора, был страх, уже лишь затем проявившийся во всех этих эмоциях?
Да вы даже не заметили подмены!
То-то и оно – животный потому что ужас - Инстинкт самосохранения!
Сергей Чеклов
chembyrger@gmail.com
Я вот именно про ЖИВОТНЫЙ ужас. Инстинктивный страх, который мы уже и не замечаем за собой.
Страх, понятно, всегда инстинктивный! Точнее, это почти одно и то же: Инстинкт и Страх. Здесь, в данном контексте, знак абсолютного равенства (конечно же, страх - это реакция на инстинкт или, другими словами, одно из его огромного количества проявлений).
Животный, в смысле инстинктивный страх.
Понятно же, что в человеке «живёт» и животное, а есть и дух. Поэтому и говорится: победа духа над плотью. То есть над животным инстинктом самосохранения, к слову сказать, единственному.
Собственно человек тем и отличается от высокообразованного шимпанзе или орангутанга тем, что может сознательно преодолеть свой инстинкт. Конечно, если мы о ЧЕЛОВЕКЕ с большоё буквы, а не об «алкоголике Васе», орущим по ночам в пустоту: «Я человек, потому что у меня паспорт есть, значится, человек я!» - и закончит свои дифирамбы, резко выблевав остатки салата вперемешку со спиртом и дешевым пойлом на оборванные обои его притона.
Человек?
А что значит, победить инстинкт самосохранения? Вот самоубийцы, они ведь «сознательно» принимают смерть. Это что, победа?
В том то и дело, что зависит от того, кто её принимает, смерть эту. Если это сопливый подросток в порыве отчаяния, или же человек, желающий уйти от страдания, то, что касается их, они идут на смерть именно потому, что инстинкт самосохранения победил в них. Просто они отождествили себя вот с этим маленьким «я», со своей личностью, которое они по ошибке считают своим Я. Для них смерть - это выживание инстинкта.
Но вот если мы возьмём, к примеру, настоящего Йога или человека, сознательно шагающего в бездну, хотя он и понимает, что может не вернуться; или, например, человека, принимающего свою смерть спокойно и без истерики, с полным осознанием, где-то там подо льдами Арктики, на дне глубокого моря, в вонючем отсеке подводной лодки; или же человека, в важный момент способного «отложить» свой страх на потом, просто сейчас некогда, то в таком случае мы можем назвать его ЧЕЛОВЕКОМ, победившим свой инстинкт самосохранения. И на поверку это «самоубийство» окажется не мелкой трусостью, а сознательным выбором или глупостью, но это уже по обстоятельствам, но уж точно не слабостью.
Согласитесь, в этих примерах огромная разница, между сопливым «юнцом» и моряком-подводником.
«Так что, страх, получается, это плохо?» - спросит кто-то из зала.
Плохо для чего?
Хорошо для чего?
Контролируемый страх в «точно рассчитанных дозах» - это отличный инструмент.
Скрипка Страдивари в руках «алкоголика Васи» - кусок мусора, в руках прокурора - доказательство вины и приговор. Казалось бы, какая-то украденная из музея деревяшка с натянутыми струнами.
Но в освоении и приобретении контроля есть и подводные камни, точнее один, но очень большой - наше подсознательное, тот самый инстинкт, проявленный в подкорковой области мозга. Не зря ведь дедушка Фрейд с таким животным ужасом трепетал перед бессознательным. Понимал, шельма, что оттуда можно и по шапке схлопотать. К примеру, вот заставит оно, подсознание, поверить, что ты серое ничтожество сопливое, и тебе только одна дорога - в петлю, так потом беды не оберёшься от этого бессознательного.
Впрочем, не всё так страшно, как рисовал себе Зигмунд Фрейд.
Вся проблема-то в том, что мы плохо «себя» знаем, точнее знать-то знаем, да вот только всё время себе врём. Наш ум настолько изловчился и заврался, что уже такую эмоцию, как страх, уже не называет своим именем, а посему и не замечает.
Например, еду я в троллейбусе, и заходит в двери хромая старушка, нет, лучше ветеран войны на костылях (чего уж мелочиться) подходит ко мне и так по-дружески сверху вниз: «Уступи-ка, браток, ветерану место».
А я в ответ: «Не брат ты мне, а гнида вонючая, иди-ка, дядя, к чёрту, в очередь стань, дурачина ты безмозглая!» - и всё в таком же духе.
А я не уступаю!
Да, правильно!
Я ублюдок, чмо, моральное ничтожество и так далее…
И вы уже боитесь, как и этот гермафродит на костылях и в пёстрой косынке, с недоумением на лице, плавно перетекающим в злобу, затем в ненависть, а потом в желание задавить гниду.
Вот он, яркий пример, кто ж её страхом-то назовёт эту эмоцию?
Вот вы в себе со своим социальным неодобрением признаете ли, что перед неодобрением, презрением, отвращением, озлобленностью, гневом и желанием убить автора, был страх, уже лишь затем проявившийся во всех этих эмоциях?
Да вы даже не заметили подмены!
То-то и оно – животный потому что ужас - Инстинкт самосохранения!
Сергей Чеклов
http://pianoindiano.blogspot.com/ Google
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.